Содержание
Чтобы открыть по-настоящему успешный бизнес, мало понимать тенденции и видеть перспективы, необходимо точно рассчитать свои шансы на успех. Для начала вам поможет бизнес-план автосервиса с расчетами, в котором будут учтены не только предполагаемые расходы и доходы, но и особенности конкурентной среды, рыночной конъюнктуры и др. Его разработка не займет много времени, а вот пользу принесет значительную.
Популярность этой сферы бизнеса сложно преувеличить, так как рынок производства и реализации автомобилей развивается стремительными темпами. Например, в странах-лидерах (Китай, США, Япония), в 2014 г. прирост числа произведенных легковых автомобилей в среднем составил 5,5%. А в России только за сентябрь 2015 г. их продано около 140 тысяч штук, что на 3,4% больше чем в августе. Соответственно, услуги автомастерских востребованы, более того – в ближайшие годы необходимость в них будет только увеличиваться.
С чего начинать: выбор формата и месторасположения
Сложно представить сферу бизнеса, охватывающую больший спектр услуг, чем эта. Поэтому необходимо сразу определиться, чем конкретно планируете заниматься.
В зависимости от видов технического обслуживания выделяют несколько типов СТО:
- авторизованные, которые предполагают работу в рамках договоров франчайзинга или соглашений, заключенных с производителем (дилеры);
- неавторизованные, типовые мастерские, предлагающие более или менее широкий набор услуг по обслуживанию и ремонту легковых авто;
- сервис одного мастера, как правило, речь идет об узкоспециализированных небольших гаражах, где услуги обслуживания и ремонта предоставляет владелец.
Несмотря на то, что предоставление большего пакета услуг предполагает и большую прибыль, крупных компаний, предлагающих полный их перечень, не так и много. В первую очередь это связано со стоимостью необходимого оборудования и сложностью его эксплуатации.
Например, открытие авторизованной мастерской потребует наличия 8-10 млн. руб., неавторизованной – 1-3 млн. руб. Самый доступный вариант – сервис одного мастера, на открытие которого понадобится около 700-800 тыс. руб.
Статья в тему: Как открыть автосервис с нуля
Если ваш первоначальный капитал небольшой, чтобы открывать многофункциональный центр, то имеет смысл начать с минимального, но пользующегося спросом, набора востребованных услуг:
- шиномонтаж;
- замена масла;
- ходовая моторная диагностика;
- поверхностный ремонт кузова.
Кроме того, в перечень стоит включить тот вид работ, по которому у вас есть грамотный специалист, например, автоэлектрик. Это увеличит спрос на услуги вашей автомастерской, а со временем появятся и «свои» клиенты.
Наибольший шанс добиться успеха начинающему в сфере автомобильного обслуживания имеют люди с соответствующими профессиональными навыками — по-настоящему увлеченные. И хотя данное утверждение справедливо для любого дела, именно здесь оно критично, что объясняется высоким уровнем конкуренции, значимостью репутации, а также сезонностью работ и значительными расходами на арендную плату.
Часто для повышения прибыльности авторемонтной мастерской ее дополняют сопутствующими видами услуг: магазин автозапчастей, кафе, автомойка и др. В этом есть резон и рациональное зерно.
Однако следует помнить, что, например, автомойка, требует наличия соответствующих коммуникаций и дополнительных разрешений от СЭС и пожарной службы, а значит и значительных расходов. Поэтому нужно реально оценивать эффективность и рентабельность нововведений.
бизнес-план автосервиса предусматривает и обоснование выбора места размещения предприятия.
Основные критерии выбора месторасположения:
- оживленное место, лучше недалеко от трассы;
- наличие интенсивного движения легковых автомобилей;
- одно- или двухэтажное здание;
- хороший обзор со стороны дороги.
Идеальными с точки зрения бизнес фен-шуя считаются места возле (на территории) АЗС, гаражные кооперативы, въезды/выезды в деловую часть города, ведущие по направлению к скоплениям магазинов, развлекательных заведений и в сторону коттеджных поселков.
Вид предпринимательства и необходимая документация
После того, как готов бизнес-план сто, следует зарегистрировать юридическое лицо.
Для этого можно использовать следующие организационно-правовые формы:
- индивидуальный предприниматель, налогообложение ЕНВД (или УСН) (если открываете сервис одного мастера или неавторизованный);
- общество с ограниченной ответственностью (при планировании многофункционального центра).
Перечень документов определен действующим законодательством (ФЗ №14 от 08.02.98 г. в редакции от 07.03.12 г.).
Так как обязательное лицензирование отменили, разрешительную документацию нужно получить только от санитарно-эпидемиологической службы и пожарного надзора. Для того чтобы эта процедура прошла проще, стоит заказать проект коммуникаций здания с учетом его назначения.
Дополнительно, если помещение строится, понадобится согласование с архитектурой и администрацией. Если же помещение берется в долгосрочную аренду, то наряду с этим договором заключаются и договора с коммунальными службами, в том числе и на утилизацию отходов.
Однако получению соответствующих разрешений бизнес-планирование не поможет, и самое удобное помещение может оказаться неподходящим, если не удовлетворяет ряду требований:
- расстояние до ближайших детских учреждений и жилых домов не может быть менее 50 м;
- жилое помещение непригодно для открытия сто;
- наличие коммуникаций (канализация, водоснабжение);
- хорошая система вентиляции;
- соблюдение норм гигиены (наличие душевой и пр.);
- на одного сотрудника должно приходится не менее 5 м2.
Для открытия и успешной работы автосервиса производственная площадь должна позволять разместить не менее 2 автомобилей одновременно. Средний размер мастерской обычно колеблется от 100 до 150 м2.
В общей сложности расходы на этой стадии реализации бизнес-плана сто составят около 57 100 руб., включая арендную плату:
- регистрация юридического лица – 800 руб;
- изготовление печати – 500 руб;
- услуги нотариуса – 800 руб;
- аренда помещения (100 м2) – 55 тыс. руб.
Следующий вопрос, который следует включить в бизнес-план сто — это покупка средств производства.
Основное оборудование
Если вы планируете открыть с нуля небольшое сто, с минимальным количеством оборудования, и небольшим штатом персонала, без отдельных помещений для мойки автомобилей или шиномонтажа, то в бизнес-план автосервиса войдут следующие затраты:
Единоразовые расходы:
- подъемники (3 ед.) – 222,6 тыс. руб.
- подъемные приспособления (домкраты, стойки и др.) – 183,2 тыс. руб.
- пневмооборудование (компрессоры) – 110 тыс. руб.
- обслуживание шин (балансировка, шиномонтаж) – 262,6 тыс. руб.
- устройства для смены масла (слив, отбор, компьютерная раздача) – 61 тыс. руб.
- очистительные устройства (вытяжки сварочных и выхлопных газов, системы удаления пыли) – 91,6 тыс. руб.
- углекислотная сварка – 49 тыс. руб.
- оборудование для диагностики (мототестеры, диагностика двигателя и др.) – 152,6 тыс.руб.
- расходы на рабочие инструменты, спецодежду и пр. – 667,8 тыс. руб.
Таким образом, как прибыльный и рентабельный бизнес, автосервис требует и значительных вложений, которые на данном этапе составляют 1,8 млн. руб.
Подбор персонала
Этому вопросу типовой образец бизнес-плана автосервиса не уделяет много внимания, ограничиваясь сухими расчетами количества необходимых сотрудников для обеспечения бесперебойной работы. Но мы остановимся на нем подробнее, поскольку подбор кадров в автосервисе определяет, насколько успешным будет открытие собственного бизнеса.
Конечно, идеальным будет вариант, когда вы являетесь востребованным специалистом и строите свой бизнес «под себя», подбирая подмастерьев или людей, в дисциплине и качестве работы которых уверены. Но так бывает не всегда!
Чтобы получить хорошего специалиста, есть 3 пути:
- нанять профессионала (это дорого);
- взять на стажировку и обучение сознательного выпускника средне-специального учебного заведения (долго, но эффективно);
- переманить у конкурента (дорого и не всегда этично).
Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Тем не менее, на первых порах можно пригласить хотя бы одного знающего человека, поскольку это даст вам сразу несколько преимуществ: за ним потянутся и постоянные клиенты, будет, кому обучать «молодняк», его репутация создаст репутацию и вам, что сразу увеличит денежный поток.
Другое дело, что очень трудно заинтересовать таких мастеров работой в чужой мастерской. Часто в виде «приманки» используют партнерство или привязку заработной платы к прибыли компании.
Для того, чтобы ваши работники не только соблюдали трудовую дисциплину, но и выглядели всегда респектабельно, можно ввести систему штрафов за появление на рабочем месте в ненадлежащем виде.
Если вы решили остановиться на небольшом сто, в котором есть 3 рабочих бокса, в штат сотрудников можно включить:
- мастера (7 человек) – 350 тыс. руб.
- бухгалтер – 50 тыс. руб.
- управляющий – 50 тыс. руб.
Общий фонд заработной платы составляет 450 тыс. руб. в месяц.
Экономическая целесообразность
Подробный бизнес-план автосервиса, конечно, будет содержать более структурированную и персонифицированную информацию по оценке прибыльности. Мы же рассчитаем основные показатели эффективности инвестиционного проекта для типовой мастерской, предоставляющей ограниченный спектр услуг, исходя из калькуляции расходов, сделанной выше.
Первоначальные расходы:
- организационные издержки – 57,1 тыс. руб.
- затраты на оборудование – 1,8 млн. руб.
Итого: 1,857 млн. руб.
Текущие ежемесячные расходы:
- арендная плата – 55 тыс. руб.
- коммунальные платежи – 9 тыс. руб.
- расходные материалы – 19 тыс. руб.
- услуги охранного агентства – 32 тыс. руб.
- оплата труда персонала – 450 тыс. руб.
Итого: 565 тыс. руб.
Загруженность таких предприятий при оптимистичном сценарии – 10 машин в день, средний чек обычно составляет около 25-26 тыс. руб.
Соответственно, в месяц доход достигает 150 тыс. руб. при работе 6 дней в неделю. Срок окупаемости проекта – 1 год. При этом рентабельность – около 30%.
Если вы хотите открыть свой бизнес, автосервис может быть хорошим выбором, но следует понимать, что срок окупаемости обычно увеличивается в реальности в 1,5-2 раза из-за возникновения дополнительных неучтенных затрат, сезонности работы, плохой информационной компании и т.д.
Именно поэтому бывалые владельцы мастерских советуют начинающим иметь запас «финансовой прочности» в виде отложенных денег на арендную плату, желательно месяцев на 6 вперед. И – дорогу осилит идущий.
В заключении предлагаю посмотреть обзор одного из успешных сетевых автосервисов.